Иаковиты

Иаковиты
– сирийские монофизиты. Время возникновения вероучения монофизитов, т. е. признававших во Христе одно только божеское естество, относится к концу четвертого века. В пятом веке, веке соборов в Эфесе и Халкидоне 431, 449 и 451 гг., произошло разделение этого вероучения на несторианское и иаковитское. Последнее встречается уже в анафематизмах III вселенского собора, и первоначально под именем иаковитов разумелись, главным образом, сирийские монофизиты, а позднее египетские. После Халкидонского собора, отвергшего учение монофизитов, оно при Иустиниане I подверглось гонению, все епископы монофизиты были низложены и изгнаны. Лишь помощью и заступничеством арабского царя монофизита Ибн Джабаля, прибывшего в Константинополь в 542 - 543 гг., монофизиты получили нескольких епископов для Сирии. Изгнанным александрийским патриархом Феодосием были посвящены: Феодор – во епископы Бостры, с правом юрисдикции над Палестиной и Аравией, и Иаков – во епископы Эдессы, с правом юрисдикции над всей Сирией и Азией. От последнего и получили свое название иаковиты (хотя есть и другие взгляды: от ап. Иакова, от ветхозавет. патр. Иакова, от Диоскора, в мире Иакова). Иаков – сын священника Феофила Бар Ману, родился в Телле и получил прекрасное домашнее образование, которое завершил в Песильтском монастыре и отсюда в 521 году был послан в Константинополь для защиты веры. В Константинополе он, благосклонно принятый имп. Феодорой, прожил около 15 лет, вплоть до посвящения его во епископы Эдессы. Более 40 лет путешествовал пешком по Мал. Азии, Сирии и Египту, стремясь объединить и ободрить монофизитов. Покрытый грубой попоной (попона – "бардата", откуда его прозвище Бурдеана или Барадея), ходил он из округа в округ, всюду вливая в сердца своих единоверцев твердость и уверенность. За это время благодаря его стараниям антиохийский патриарший престол занимали последовательно два его друга. Сам он поставил 27 епископов и около 100 священников и диаконов. Но такая полная непосильных трудов жизнь подорвала его здоровье, в 578 г., по дороге в Александрию, он умер на границе Египта, в монастыре Касийском (иначе Мар Романа). Останки его были здесь до 622 г., а в этот год перенесены в Песильтский монастырь и торжественно там погребены. Память его иаковитами празднуется 28 ноября, 21 марта и 31 июля. Трудам Иакова Барадея иаковиты обязаны тем громадным успехам и тому подъему, который имела их церковь при жизни его. Но дальнейшая история их очень печальна. Почти все восточные императоры (кроме Зенона и Анастасия) их преследовали. С падением Византии к преследованиям христиан присоединилось гонение от магометан. Крестоносцы запретили им даже доступ ко Гробу Господню, и с этого же времени начинаются настойчивые попытки Рима подчинить их себе. Эта настойчивость иногда достигала цели, но недолго. В 1237 г. иаковитский патриарх со многими епископами торжественно в Иерусалиме отказался от всех ересей и подчинился Риму. Но это подчинение, вызванное страхом перед мусульманами, было непродолжительно. Так же непродолжительна была уния, заключенная: 1) при Иннокентии IV и 2) в 1442 г. во Флоренции. В 1552 году послом патриарха Игнатия IV в Риме была заключена уния, но существенного значения не имела, так как не была признана самым патриархом. Лишь в XVII в. удалось обратить в католичество иаковитского патриарха Симеона, и с тех пор патриарший престол иаковитов занимали католики, иаковиты же, не желавшие унии, не признавали их своими патриархами, и им удалось даже добиться утверждения своего патриарха – и Порта вняла голосу их. Католический патриарх не был утвержден, а кафедру занял патриарх Матфий, ставленник иаковитов, не желавших унии. И таким образом, в среде иаковитов произошло разделение; непризнанные Портой католические патриархи продолжали все-таки считать себя патриархами. Лишь в 1850 году султан признал и католического патриарха, причем он с этого времени de jure независим от иаковитского. Кафедра его назначена вначале в гор. Алеппо, а с 1850 г. перенесена в Мардин. Предпринимались неоднократные попытки для воссоединения иаковитов и с православною церковью. И хотя начало их восходит ко временам Юстиниана, однако же до сих пор почти ничего не достигнуто. В последнее время уже сами иаковиты стремятся к этому присоединению. В конце пятидесятых годов XIX ст. иаковиты, обеспокоенные успехами католической пропаганды, через одного из своих митрополитов выразили желание соединиться с церковью православно-вселенскою. Однако же заявление это в константинопольской патриархии было встречено недоверчиво, что отчасти объясняется прежним поведением иаковитов, всегда искавших сближения только под влиянием чисто внешних затруднений, с прекращением которых прекращались и переговоры об унии. К этому же времени относится и их просьба русскому послу о покровительстве иаковитам, у которых месопотамские иаковиты-униаты отняли церкви и имения. С этого же времени со стороны русской церкви начинается интерес к иаковитам. Особенно занялся вопросом о воссоединении иаковитов с русской церковью живший тогда в Константинополе архимандрит Софония, посвятивший этому вопросу несколько статей и исследований. Войны с Турцией положили, однако же, предел переговорам о воссоединении, и теперь лишь можно надеяться только, что в будущем произойдет это объединение, ибо сами иаковиты тяготеют к нашей церкви, "как планеты к Солнцу". В цветущее время иаковитской церкви патриарху антиохийскому было подчинено до 100 епископов, а в XII в. патриарх иаковитский даже главенствовал над 10 митрополиями и 100 епископиями в Сирии, Месопотамии, Малой Азии и на Кипре. Но гонения, борьба с католицизмом сильно понизили число их. Печальный контраст с прежним широким умственным развитием составляет и их современное, коснеющее во мраке невежества, состояние. По свидетельству арх. Софонии, 50 лет тому назад иаковитов было еще около 170 - 185 тыс. в 23 епархиях. Ныне же собственно иаковитов всего лишь около 80.000 и число епархий только 9. Церковь иаковитская управляется патриархом, который выбирается епископами из своей среды. За ним стоит мафриан, назначение которого – посвящать епископов и утверждать вновь избранного патриарха через возложение рук (обязанности мафриана определены собором 869 г.). Как и в других восточных церквах, женатые могут получить сан пресвитера и диакона, но не дозволяется брак после посвящения. Монашество у иаковитов в большом уважении, но женских монастырей не существует. Монастыри находятся в ведении епископов, которые выбираются всегда из монахов. Несмотря на все гонения, которые им пришлось пережить, иаковиты бережно охраняют свои догматические особенности монофизитского характера. Есть у них некоторые и литургические особенности. Хлеб для литургии они употребляют квасный с примесью масла и соли, свежевыпеченный; число просфор нечетное. Крестное знамение они совершают одним пальцем, символ полной природы Христа, одной воли и единого действования. Почитание икон и святых у них существует, а равно существует – в отличие от несториан – и почитание Богоматери.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Иаковиты" в других словарях:

  • Иаковиты — (или якобиты) приверженцы изгнанного в 1688 английского короля Иакова II и его потомков. Иаковиты название сирийских монофизитов, во главе которых в VI веке стоял Иаков Цанцала …   Википедия

  • ИАКОВИТЫ — Приверженцы короля Иакова II, изгнанного в 1688 г. из Англии, а также его сына Иакова III, бежавшего во Францию. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИАКОВИТЫ Приверженцы короля Иакова II, изгнанного в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • иаковиты —    Так называется общество монофизитов, живущих в Сирии и Месопотамии. Оно получило свое название от сирийского монаха Иакова Барадея, жившего в VI в. Рукоположенный низложенными Юстинианом монофизитскими епископами во епископа всех монофизитов… …   Справочник по ересям, сектам и расколам

  • Иаковиты приверженцы Иакова II — (или якобиты) приверженцы изгнанного в 1688 г. англ. короля Иакова II (см.) и его потомков. Многие из приверженцев Иакова II последовали за ним во Францию, где основали фамилии Макдональд, Бервик, Диллон, Мак Магон и др. Несравненно опаснее для… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иаковиты сирские монофизиты — так называются сирские монофизиты (см.), во главе которых в VI в. стоял Иаков Цанцала (ок. 546 г.), прозванный Эль Барадей. Ученье И. тождественно с ученьем монофизитов египетских, от которых они произошли и которым позже усвоено это же название …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иаковиты, приверженцы Иакова II — (или якобиты) приверженцы изгнанного в 1688 г. англ. короля Иакова II (см.) и его потомков. Многие из приверженцев Иакова II последовали за ним во Францию, где основали фамилии Макдональд, Бервик, Диллон, Мак Магон и др. Несравненно опаснее для… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иаковиты, сирские монофизиты — так называются сирские монофизиты (см.), во главе которых в VI в. стоял Иаков Цанцала (ок. 546 г.), прозванный Эль Барадей. Ученье И. тождественно с ученьем монофизитов египетских, от которых они произошли и которым позже усвоено это же название …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иаковиты (монофизиты) — Яковиты перенаправляют сюда. Не путать с: якобитами политическим движеним в Великобритании XVIII в., сторонниками династии Стюартов; и якобинцами политическим движением в эпоху Великой французской революции Сирийская православная церковь  одна из …   Википедия

  • Барадей, Иаков — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Барадей. Иаков Барадей (арам. ܡܪܝ ܝܥܩܘܒ ܒܘܪܕܥܢܐ, Mor Ya’qub Burd’ono) Имя при рождении: арам. Yaqub …   Википедия

  • Иаков (значения) — Иаков: Яков (Иаков)  библейское (еврейское) имя עקוב. Содержание 1 Библия 2 Правители 3 Святые и епископы …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»